Автокефалия Украинской Православной Церкви 2019 – ход
событий, мнения и прогнозы последствий отделения от РПЦ. Что потеряет Москва от
«духовного отделения» Украины.
Предоставление УПЦ автокефалии, скорее всего, приведет к тому, что произойдет раскол в самой Русской православной церкви с отделением от Константинополя, а война на Донбассе приобретет вид священной борьбы с еретиками.
Об угрозе выхода из ВПЦ заявил митрополит Иларион, который является главой Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Как отметил известный богослов и диакон Андрей Кураев, у Москвы сейчас два варианта развития событий: «Первый – стать участниками процесса предоставления автокефалии Украины. Второй – объявить войну».
Учитывая последние новости, становится очевидным, что МП патриархат собирается встать на путь войны.Но не стоит так бояться разрыва отношений. В 1996 году РПЦ уже разрывал на полгода каноническое общение с Константинополем. После чего все было восстановлено. Сегодня ситуация в разы хуже, но всех ждет счастливый конец.
Что потеряет Россия?
В ведении московской патриархии на Украине находится более 11000 храмов и порядка 12000 общин. Несмотря на то, что по украинским законам храмы принадлежат общинам, есть большая вероятность, что власти изменят законодательство, и поступят с РПЦ так же, как в России поступают с раскольниками, иеговистами и баптистами. То есть, полностью запретят их деятельность.
Главная потеря для России и личная трагедия для патриарха Кирилла, который очень благоволит к Путину, – серьезный удар по геополитическому влиянию. Как бы ни старались официальные источники РПЦ обходить вопросы принадлежности Крыма и братоубийственной войны, как бы ни пытались некоторые местные украинские батюшки МП хранить нейтралитет, скрытое влияние на сознание украинской паствы через РПЦ все-таки идет. Именно поэтому украинские власти так хотят скорейшего отделения.
По сути, Россия теряет последнюю ниточку «братской» связи с Украиной и крупный идеологический ресурс воздействия на умы украинцев.
Что касается денежных вопросов, про которые говорит Невзоров, что Москва лишиться крупных финансовых поступлений от Киева, то нет никаких данных о перечислениях средств УПЦ МП в РПЦ. Обычные российские епархии отдают в Москву около 15% своего заработка, но платит ли УПЦ – неизвестно.
Вполне вероятно, что таких платежей нет. Ведь по уставу она является «самоуправляемой, с правами широкой автономии». Так что первостепенным является вовсе не финансовый, а именно геополитический вопрос.
Будет ли раскол?
При получении автокефалии Украина получит независимую и полностью каноническую церковь, которая сыграет ей на пользу в идеологическом отношении.
Часть украинских храмов МП не захотят подчиняться решению Константинополя, и будут терпеть всяческие гонения, а также бурления среди своих прихожан. Возможно, даже в России какие-то отдельные приходы решат уйти под управление УПЦ.
Две церкви, естественно, объявят друг друга неканоничными, начнутся взаимные упреки в ереси.
Далее РПЦ обвинит в нарушении канонов Вселенскую православную церковь, и тоже уйдет в глобальный раскол с мировым православием, объявив себя последним оплотом истинной христианской веры перед приходом Антихриста.
С точки зрения российско-украинских отношений – православные получат возможность «со спокойной совестью» идти воевать против своих братьев во Христе. Если раньше, существующие почти при каждом приходе РПЦ казацкие общины, при вербовке «добровольцев» на Донбасс, иногда сталкивались с непониманием относительно убийства своих братьев по вере и по церкви, то после раскола почва для промывки мозгов станет более твердой.
Таким образом, война на Донбассе приобретет вид «священной борьбы с еретиками».
Каковы прогнозы?
В общем плане православие от предоставления автокефалии Украине станет только чище. Быть может, тот глобальный раскол, который намечается сейчас, через несколько десятков, а то и сотен лет, будет способствовать тому «объединению Церквей», которое упоминается на ектениях во время ежедневных богослужений.
Нынешний раскол демонстрирует полную взаимосвязь православия и политики. Это давняя болезнь православия, которая в человеческом сознании приобретает уж очень яркую окраску в наши дни.
Ведь, если так подумать, какая разница простому прихожанину, под каким епископом и у какого священника бороться с грехом? А вот если духовенство по уши ввязывается в геополитику, разница становится существенной.
Вера не должна быть идеологией и политическим инструментом. Богу явно все равно на политику, национальность, территорию проживания и так далее. И со стороны тот факт, что «церкви не поделили Бога» воспринимается крайне абсурдным.
Рано или поздно война на Донбассе закончится. Сменится власть в России. Церковь отделят от государства, карьеристы и пропагандисты в ней исчезнут. Новые иерархи РПЦ признают автокефалию УПЦ. Восстановится и общение с Константинополем.
Да, может церковь станет меньше, но то что чище и менее политически ангажированной – это точно. Иначе православию просто не выжить, его ждет судьба пионерии и комсомола.